С первой публикации многотомной серии народного эпоса " Алтайские богатыри" прошло 65 лет.
1 ноября районная библиотека выступила на радио "Чемал" 103.6 FM.
В эфире рассказали об алтайском героическом эпосе, истории публикации томов "Алтай баатырлар".
В 1952 г. был открыт Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы (ныне — Институт Алтаистики им. Сазона Саймовича Суразакова), и начали осуществляться ежегодные экспедиции с обследованием всех районов Республики Алтай и населенных пунктов Алтайского края и Кемеровской области, где компактно проживает одна из этнических групп алтайцев — телеуты.
С 1958 г. Институт и местное книжное издательство приступили к публикации многотомной серии народного эпоса «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри»). Читатели познакомились с первым томом эпоса «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри»), под редакцией С.С. Суразакова. В первый том вошли героические сказания, опубликованные в первом томе серии «Алтай баатырлар (Алтайские богатыри)» (1958) и в книге «Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири и Джунгарской степи» (1861). Сказания «Алтайын Сайын Салам», «Тектебей-Мерген», «Кан-Пудей», «Ай-Каан» были записаны и изданы известным в тюркологической науке ученым В.В. Радловым .
Во второй том (1959 г.) серии«Алтай баатырлар» были включены ранее опубликованные в 40-е годы ХХ в. Тексты сказителя Николая . Улагашева: «Алтай-Буучай»,«Алып-Манаш»,«Ак-Тайчи»,«Козын-Эр-кеш», «Кӧзӱйке», «Кӧкин-Эркей», «Айтӱнӱке»,«Сай-Солон», «Малчы-Мерген», «Оскӯс-Уул»,«Алтынак-Мерген», «Эмелчи-Мерген».
Другие сказания, вошедшие в книгу - «Когютей», «Алтын-Туудьы», ««Катан-Коо», Айбычы и Караты-хан» были записаны от алтайских сказителей в конце XIX и в начале XXвв. Составитель и главный редактор 1—9 томов — Суразаков С.С. , 10 том - Суразаков С.С. и Шинжин Иван Боксурович, 11—12 томов — Шинжин И.Б.. В этом фундаментальном издании впервые сделана попытка представить в единой серии весь алтайский героический эпос, обозначив в нем имена сказителей и собирателей.. С 1958 г. по 2004 г. вышло 13 томов.
Героический эпос это жанр фольклора, составляющий главное духовное достояние алтайцев.
Исполняется своеобразным горловым пением (кай) под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (топшур). Кроме того, его исполняли речитативом. Уникальность Алтая состоит в том, что живая традиция бытования эпоса сохранилась здесь до настоящего времени. Иными словами, это непрерывная традиция, возникшая в эпоху древности и просуществовавшая до наших дней.
Изучением этого яркого компонента духовной культуры занимались известные ученые В.В. Радлов, Н.А. Баскаков, С.С. Суразаков, З.С. Казагачева и др. Среди исполнителей выделяются имена таких сказителей (кайчи), как Н.У. Улагашев и А.Г. Калкин, которые сохраняли высшую, т.е. поэтическую форму исполнения эпоса. Кроме них, поэтическим слогом владели сказители М. Ютканаков, М. Кандараков, Ч. Бутуев, С. Савдин, А. Маркова. Интонированным речитативом исполняли эпос Т. Чачияков, Ш. Марков, Ф. Челухоева, Н. Ялатов, К. Кокпоева, Е. Таштамышева, Н. Черноева, О. Алексеев.
На Алтае записано большое количество эпических произведений, многие из которых содержат по несколько тысяч стихотворных строк.
Алтайский героический эпос возник в виде песни о подвигах богатырей. С самого начала в нем выдвинулся тип конного богатыря-охотника (Мергена), а затем конного воина. Конь в древности был возведен до статуса священного животного, покровителя рода, вместе с богатырем ниспосланного Небом. Имя богатыря произносилось обязательно вкупе с именем коня, причем у последнего указывались масть и родословная. Имеются сказания, в которых главным защитником семьи выступает конь богатыря («Трёхухий вороной конь», «Алтын-Бизе» и др.).
Алтайский героический эпос просуществовал века, вобрав в себя специфику исторических событий, мифологии, религии, материальной и духовной культуры родо-племенных социумов многих эпох. В наиболее архаичных его пластах зафиксированы мотивы и образы родового общества. Сюда относятся, к примеру, сюжеты борьбы богатырей с чудовищами, хтоническими существами: Дьелбегеном, Кер-Дьутпа, Кер-Балыком и др. Классическим образцом Классическим образцом архаического эпоса является сказание «Алтай-Буучай».
К периоду раннего средневековья, т.е. ко времени сложения Тюркских каганатов содержание эпической героики изменилось. Героями новой эпохи стали богатыри в статусе каана (хана), активно выступавшие в защиту народа. Им противостоят отрицательные кааны, захватчики чужих земель и народов. К этому периоду относится сложение таких крупных эпических сказаний, как «Маадай-Кара», «Очи-Бала», «Алтын-Туудьи» и др. В них еще много от архаичного эпоса, но в то же время здесь появляется богатырь - выразитель этнического самосознания.
В ХIII-ХVIII веках, когда алтайские племена попали в зависимость от монгольских, затем джунгарских ханов, в эпосе появился новый герой – бедняк, раб, пастух, трансформирующийся в богатыря.
Ключевыми позициями алтайского героического эпоса, формировавшими ценностные ориентиры в духовной структуре народа, выступали земля-родина, род и их защитник герой-богатырь.
В наши дни колоритные эпические мотивы нашли яркое воплощение у мастеров современного изобразительного, театрального и других видов искусства.
В фонде районной библиотеки имеются 16 томов книг на алтайском языке. Приглашаем в библиотеку.